Большую часть дня ребенок проводит в школе, и в начальных классах все это время он находится под наблюдением одного учителя. Диабет первого типа является одним из заболеваний, проявляющихся в раннем возрасте, но родители не всегда могут вовремя его заметить. Педагог должен знать, на какие «сигналы тревоги» в поведении нужно обращать внимание, и уметь работать с ребенком, больным диабетом 1 типа.
1. Диабет 1 типа не связан с образом жизни
В появлении заболевания нет вины ребенка или его семьи, оно связано с неверной работой иммунной системы. За выработку гормона инсулина, перерабатывающего глюкозу, отвечают определенные клетки поджелудочной железы. Их функциональность у больных диабетом 1 типа подавляется иммунной системой, и в результате инсулин производится в малых количествах или не производится вообще. Чтобы предотвратить бесконтрольный рост сахара, вводить этот гормон больному приходится инъекционно.
2. Ребенок часто отпрашивается выйти? Есть повод задуматься
Во всех брошюрах о ранней диагностике диабета 1 типа говорится о трех основных симптомах: частое мочеиспускание, жажда и голод. Заметить все это может преподаватель. Если ученик часто отпрашивается в туалет или постоянно носит с собой бутылочку воды, лучше сообщить о своих подозрениях родителям.
3. При диабете приемы пищи расписаны по часам
Больным диабетом 1 типа необходимо тщательно соблюдать режим питания и инъекций инсулина. Пропуск или промедление может привести к повышению уровня сахара в крови (гипергликемии) или его слишком низкому уровню (гипогликемии). Учитель должен спокойно реагировать на то, что ребенок с диабетом станет перекусывать прямо во время урока – это не прихоть, а серьезная необходимость.
4. Сладкое – не табу
Распространенное заблуждение касается того, что больным диабетом 1 типа вообще нельзя употреблять сахар. На самом деле ребенку можно иногда полакомиться и конфетами, и пирожными. Необходимо только поддерживать баланс сладкого и вводимой дозы инсулина. Поэтому при планировании утренника не отстраняйте диабетика от веселья, а просто сообщите родителям о намечающемся угощении. Если же ребенок ест сладкое на перекус, скорее всего, это необходимая ему запланированная доза углеводов.
5. Смартфон может быть необходим
Обычно педагоги являются противниками использования смартфона на уроке, но для ученика с диабетом гаджет может быть необходим. С его помощью управляются многие инсулиновые помпы, а иногда помпы и сами производят сигналы, похожие на звуки смартфона. Поинтересуйтесь у родителей ребенка с диабетом, какое оборудование он использует, и наведите справки о его работе. Узнав все подробности, Вы не станете невольно препятствовать выполнению необходимых процедур.
6. Изменилось поведение? Нужно проверить уровень сахара
Зачастую дети не могут вовремя заметить повышение или понижение уровня сахара в крови. Об отклонениях от нормы свидетельствуют косвенные симптомы, например агрессия или сильная апатия. Если Вы заметили, что ученик ведет себя нехарактерным образом, напомните ему проверить уровень сахара.
7. Нужно быть готовым действовать немедленно
Когда уровень сахара в крови значительно выходит за рамки допустимых значений, ситуация приобретает критический характер. Чтобы последствия не стали непоправимыми, соответствующие меры нужно предпринимать без промедления. Ребенок должен всегда иметь с собой комплект необходимых средств лечения. Учителю, который знает о присутствии в классе диабетика, следует изучить приемы оказания помощи при гипо- и гипергликемии и быть готовым их применить.
8. При гипогликемии ребенка нужно сопровождать
Снижение уровня сахара в крови приводит к нарушению ясности мыслей. В таком состоянии ребенок, отправившись в медкабинет, запросто может потеряться. Необходимо проводить его к врачу или попросить кого-то сделать это.
9. Ребенку с диабетом нужны свои условия
К ученику с диабетом необходим особый подход. Ребенок должен знать, что ему разрешено в любой момент начать есть или выйти из класса. Также он может рассчитывать на перенос контрольной работы из-за низкого или высокого уровня сахара, поскольку этот фактор сказывается на мышлении.
10. Течение болезни нельзя предсказать
Четкое соблюдение правил лечения не способно гарантировать, что уровень сахара не выйдет за пределы нормы. На этот показатель влияет множество факторов, и больной диабетом 1 типа рискует столкнуться с ними совершенно неожиданно. Из-за этого ребенок не сможет пойти в школу или выполнить задание, начнет делать глупые ошибки – педагог должен отнестись с пониманием к любой ситуации.
11. Эмпатия очень важна
Дети, больные диабетом, оказались в сложной жизненной ситуации. Им требуется еще больше внимания, любви и сочувствия, и учителю важно это понимать. Нужно вселить в ребенка уверенность в своих силах и показать, что диагноз не помешает успешной учебе.
12. Сильные эмоции и физическая активность – поводы проверить уровень сахара
Уровень сахара в крови меняется не только с приемами пищи. Физическая нагрузка ведет к его понижению, а эмоциональное потрясение или болезнь – к повышению. Если ребенок волнуется, показатель может сдвигаться в любую сторону. Во время мероприятий, ответов у доски, соревнований и других необычных ситуаций обращайте внимание на состояние ученика с диабетом. Если он сильно потеет, выглядит растерянно или ведет себя агрессивно, нужно успокоить его и напомнить о проверке сахара.
13. Информация о болезни конфиденциальна
Ребенок может не хотеть, чтобы посторонние знали о его диабете, и учитель обязан уважать это право. Ни в коем случае не упоминайте болезнь и не намекайте на нее в присутствии других детей. Без разрешения ученика и его родителей о диабете нельзя сообщать никому, кроме медицинских работников, которым эта информация важна для обеспечения безопасности.